В современном мире большое количество рыбаков предпочитает ловить рыбу с лодок. С лодки можно ловить и на спиннинг и на другие рыболовные снасти. Ловля рыбы с лодки является удобнее и эффективнее обычной ловли с берега. Да и к тому же на больших водоемах добраться до рыбы можно только на лодке. Но практически все рыболовы, находясь на воде, нарушают все возможные и невозможные правила поведения. Зачастую нарушение техники безопасности приводит к весьма печальным последствиям. Поэтому всем рыбакам необходимо ознакомится с материалом статьи, который ответит на все вопросы и научит правильно вести себя на этом приятном отдыхе. Ведь только правильное поведение позволит каждому рыбаку получить результативный улов и приятные эмоции от этого вида отдыха.

С самого начала весны до глубокой осени любые водоемы и реки переполнены самыми разнообразными плавательными средствами, на которых находятся любители рыбалки. Например, лещатники на территории днепровских просторов занимают самые глубокие места вдоль русла. Рыбаков не пугают большие туристические пароходы и другие плавательные грузовые суда, которые проходят совсем рядом с их лодками. А джиговики вообще бросают якорь в самом русле. Неудивительно, ведь именно в этих местах водятся самые крупные судаки. Поэтому завидев большой пароход или судно джиговикам приходиться в срочном порядке сниматься с якоря и освобождать путь идущему судну.

Многие кружоводы также не беспокоятся о своей безопасности, так как во время наживления снасти им приходится сильно склоняться к воде. И поэтому иногда создается впечатление, что кружковод может в любую секунду выпасть со своей резиновой лодки. Как видите, практически все рыболовы забывают о собственной безопасности. Они выходя в море не надевают даже спасательный жилет. Выходя в водоем люди думают в первую очередь о ловле.

А ведь вода для любого человека является страшной и непредсказуемой стихией. Как говориться «вода шутить не любит». Поэтому тренеры и спортсмены водного спорта, первым делом прививают новичкам мысль об опасности водного пространства. И уже потом дети знакомятся с правилами, которые помогут подружиться со стихией и получить удовольствие от общения с ней. Следует сказать, что в этом процессе обучения не как нельзя допустить вольности учащихся. Однако большое количество рыболовов не испытывает страха и уважительного отношения к водной стихии. Возможно, это происходит от того, что сами рыболовы не когда не оказывались на воде в трудной ситуации и не тонули. Или возможно они не знают об опасности, которая таится в загадочных водных просторах. Возможно, рыболовы ведут себя не правильно на воде из-за того, что некогда не читали правил поведения на любом водоеме. Но, не смотря на это самые простые правила поведения на воде следует выполнять в обязательном порядке каждому любителю рыбалки.

Большое количество владельцев плавательных средств вообще не имеет представления об основных правилах судоходства. Многие люди, приобретая документы на управления катером, зачастую не знают простых правил судохотсва. Кроме основных правил, зачастую, такие люди не знают описание условных обозначений знаков. Помимо этого, люди глиссируют на своем катере на большой скорости недалеко от рыболовов и простых купающихся людей. В такой момент они даже не задумываются о том, что их катер может представлять для окружающих людей серьезную опасность.

Эти люди обычно не считают нужным прочесть правила поведения на воде. Купив дорогой катер с мощным мотором, они сразу начинают гонять на всей скорости по воде. Обычно таких господ не волную проблемы окружающих людей. Однако так поступать нельзя, и каждому владельцу плавательного средства стоит перед выходом на воду прочитать «Правила плаванья по внутренним водным путям Украины».

 

Спасательный жилет

Многие люди наверняка знают, что в каждом плавательном средстве должен в обязательном порядке находиться спасательный жилет. Однако не каждый рыбак, выходя в море, старается его надеть. Ведь даже фирменный жилет, изготовленный из качественного материала, может доставлять рыбаку множество трудностей и неудобств. Спасательный жилет зачастую мешает движениям рыбака и еще в нем порой бывает очень жарко. А осенью и зимой рыбаку понадобиться особый жилет, который в случае несчастного случая способен удержать рыбака на воде в тяжелой зимней одежде. В любом случае каждый рыбак на воде должен быть в спасательном жилете. Жилет не должен лежать в лодке и уж тем более его не стоит заваливать посторонними вещами.

Спасательный жилет всегда стоит надевать при любом выходе в море. Следует сказать, что многие спасательные жилеты, имеющиеся в продаже зачастую неправильно сшиты. Правильный спасательный жилет должен отвечать таким требованиям:

  • удерживать попавшего в воду человека в правильном положении
  • развернуть человека в бессознательном состоянии в нужное положение
  • держать живот и лицо человека на поверхности воды

Только такие жилеты стоит держать на судне и конечно же надевать их на себя во время выхода на воду.

Кроме неправильного пошива спасательный жилет может иметь и другое не приятное свойство. Многие жилеты могут очень быстро затонуть. Все это происходит это из-за того что, жилет зачастую может быть изготовлен из материала наполнителя, который имеет способность впитывать воду. Поэтому специалисты рекомендуют провести тестирование спасательного жилета в домашних условиях перед выходом на воду. Если жилет в ходе эксперимента в скором времени набрал воды и затонул, то от такого предмета нужно избавиться и приобрести для себя другой спасательный жилет.

Отправляясь на воду нужно взять с собой острый нож, который может висеть на поясе рыбака в чехле. Такой нож может пригодиться в критических ситуациях. Например, им можно разрезать сети или веревки после падения в воду. Однако специалисты не рекомендуют использовать в качестве спасательных предметов, спасательные концы и веревки. Ведь такие веревки могут ухудшить и без того затруднительное положение рыбака, так как они могут опутать руки или ноги спасателя или утопающего.

В непромокаемые карманы спасательного жилета стоит положить: спички, заряженный телефон и рацию. Кроме этого, отправляясь в длительное плаванье, следует предупредить близких о своем маршруте и о дате возвращения на берег.

 

Правила безопасности на борту лодки

Во время движения моторной лодки, нужно обязательно крепко держаться за лодку. Каждый рыбак находящейся в лодке, во время ее движения должен упереться ногами в борта, а руками нужно держаться за саму лодку. Такое положение не позволит рыбаку и его пассажирам выпасть из лодки во время столкновения с препятствием или во время резкого маневра. Особенно такими правилами не стоит пренебрегать, находясь в лодке из ПВХ. Такие лодки могут передвигаться по воде порой со скоростью 35-50 км/ч.

Следует также добавить, что водитель лодки, с любым видом управления должен, в обязательном порядке, надевать на запястье руки особый аварийный шнурок, который обычно соединен с кнопкой экстренного выключения мотора. Если рыбак случайно выпадет из лодки, то чека-шнурок автоматически выключит мотор лодки. Такое действие позволит не покалечиться рыбаку работающим винтом, и еще лодка не уплывет от рыбака на дальнее расстояние. Она просто будет передвигаться по течению реки. Добраться до лодки рыбаку будет в таком случае очень просто. Для этого ему придется сделать десяток приличных гребков.

На любой лодке, на катере с мотором при движении по быстрой реке следует быть готовым к любой внезапно возникшей ситуации. Например, рыбак должен четко представлять свои дальнейшие действия при случайно возникшем на его пути препятствии. Например, иногда следуя на большой скорости за поворотом реки можно встретить упавшее дерево или другое серьезное препятствие, которое преградило путь. В таком случае многие рыбаки стараются тут же сбавить скорость и совершить «задний траверс». Такое действие считается неправильным. Такая ошибка привела к смерти многих рыбаков. Ведь на самом деле лодка обладает кинетической силой, и поэтому ее скорость будет сложно погасить.

В этом случае рыбаку следует не гасить скорость, а попытаться изменить направление своего судна. То есть следует попытаться развернуть свое судно на 180 градусов, и заставить острый угол лодки врезаться в берег. В этом случае одному гребцу стоит поддерживать скорость, управляя мотором или веслами, а другому нужно очень стремительно выпрыгнуть на берег, схватить лодку и вытащить ее на сушу. Чтобы лучше представить себе этот маневр, стоит посмотреть соревнования по гребному слалому. Описанный выше маневр является заходом лодки на «обратные ворота». Чтобы избежать столкновения с препятствием в реке на моторной лодке, следует выполнять точно такие же действия.

Если на пути следования моторной лодки внезапно возникло: судно, банкен или каменная коса, то избежать столкновения поможет резкий маневр. В таком случае лодка ударится об препятствие не носом, а боком. Это действие позволит снизить силу удара. Следует сказать, что нужно заранее перед маневром предупредить своих друзей, которые находятся вместе с вами в лодке, чтобы они упали и прижались ко дну лодки. Такой способ позволит им не вывалиться в воду с лодки.

 

Что нужно делать пассажирам лодки, если судно перевернулось

Каждый рыбак должен представлять свои дальнейшие действия в случае переворота лодки или ее затопления. Каждому рыбаку стоит запомнить основное правило - во время переворота лодки, рыбаку нужно постараться уплыть подальше от переворачивающейся лодки, которая может серьезно ударить рыбака по голове. Чтобы лодка не ударила рыбака по голове и не накрыла его, рыбаку необходимо в этой ситуации держать руки, поднятые над головой к верху. Далее следует попытаться схватиться за лодку и уж, потом попробовать в нее забраться.

Конечно, такие действия проще сделать с надувной лодкой. Другие дюралюминиевые лодки не обладают хорошей плавучестью и поэтому вариантом для спасения рыбака служить не могут. Поэтому перед выходом на воду и особенности на чужой лодке, рыбаку следует поинтересоваться у владельца на счет наличия спасательных средств, которые могут использоваться для спасения людей.

В металлической лодке должны быть в обязательном порядке спасательные круги, которые помогут выжить пассажирам в случае затопления или переворота лодки. Число спасательных кругов на лодке должно быть равно числу пассажиров, которые находятся на лодке.

Если пассажир лодки, к сожалению, упал в воду, и ему не удалось схватиться за лодку, то спасаться в таком случае придеться другим способом. Сначала нужно снять с себя обувь и тяжелую одежду, а после этого следует плыть к ближайшему берегу.

Хорошо если на рыбалку отправляется сразу большая компания рыбаков, которые имеют свои плавательные средства. Ведь в таком случае находящиеся не далеко друг от друга лодки с пассажирами, окажут своевременную помощь бедствующему рыбаку.

 

Несколько правил поведения на воде

Так вот на воде не стоит употреблять различные алкогольные напитки и плавать ночью. Алкогольный напиток может притупить в человеке чувство опасности. Помимо этого под воздействием алкоголя человек становится смелым и безответственным. От сюда следует, что от употребления спиртных напитков на рыбалке лучше вообще отказаться. В ночное время суток нельзя ловить рыбу и плавать по реке на небольшом судне. Но если вам все же по срочным причинам пришлось плыть в темное время суток, то следует постоянно зажигать спички или фонарик, и еще подавать голос другим людям, которые тоже могут находиться на лодках или на больших судах ночью в водоеме.

Однако специально для таких экстремальных ситуаций, нужно заранее приобрести два фонаря. Один понадобится рыбаку для освещения лодки, а другой с большей мощностью может пригодиться для освещения пути. Кроме этого, каждый рыбак должен иметь в своих карманах небольших размеров налобные фонарики, которые с наступлением темноты необходимо сразу же включить. Еще следует также включить эхолот, который при изменении направления предупредит рыбака об опасных местах подводного мира. Но все же не стоит плыть в темное время суток, лучше всего причалить к берегу разжечь костер и дождаться рассвета.

 

Якорь судна должен находиться на кокпите

Недавно с одними людьми произошел один неприятный и весьма плачевный случай с трагическим концом. Их плавательное судно было найдено напротив одной базы, которая расположилась на небольшой реке. В лодке не кого не было, она стояла на якоре, а ее достаточно сильный мотор в это время работал. До сих пор не ясно, что с ними произошло, однако события того дня можно попытаться восстановить. В темное время суток, замерзшие ребята старались по быстрее добраться до базы, где их ожидала вкусная и теплая еда. Достаточно тяжелый якорь судна, скорее всего, лежал на носу лодки. Следует сказать, что большое количество людей решает оставлять якорь именно в этом месте. И это конечно не правильно. Ведь такое действие зачастую приводит к весьма трагичным случаям.

Многие рыбаки не желают постоянно переносить якорь с носа лодки в кокпит, так как этот процесс занимает достаточно много времени и приносит грязи, рыбаки решают оставлять якорь на носу лодки. Кроме этого постоянный перенос якоря при постоянных переездах весьма уматывает, в особенности, если рыбаки рыбачат с утра до глубокой ночи и уже несколько дней подряд. От такого действия уже в скором времени начнут болеть руки и спина. Кроме этого достаточно тяжелые забросы джиговых приманок также утомляют рыбаков. Как правило, после таких действий к вечеру у рыбаков не бывает сил. И поэтому якорь остается на носу лодки. Так, скорее всего и поступили ребята этого судна.

Однако следует вернуться к неприятной ситуации. Так вот, при подходе к базе, ребятам пришлось пересекать очень сильную струю, и их лодка на большой скорости, скорее всего, врезалась в нее. Вероятно, что в этот момент их судно отбросило в сторону и якорь лодки вследствие резкого маневра выбросило в воду. Рулевому удалось выправить курс следования, и лодка на большой скорости продолжила движение. Пассажиры лодки, наверное, даже не заметили, что якоря нет на борту судна. Вскоре веревка якоря полностью размоталась, якорь зацепился за грунт и вызвал резкое торможение судна. В результате этого резкого торможения люди сначала ударились об металлические предметы лодки, а потом их со стремительной скоростью выбросило за борт прямо в ледяную воду. В этом случае спасти пассажиров судна могли спасательные жилеты, однако они так и остались лежать на борту судна. К тому же, чека-шнурок также не была надета на руку рулевого. В другом бы случае лодку бы нашли с заглушенным мотором.

 

Нельзя выходить на воду в шторм

Примерно пару лет назад, в осеннее время спиннингисты на отличной лодке «Днепр», имеющей 40-сильный мотор «Ямаха» попали в сильный шторм. При этом они решили продолжать движение. Хотя им следовало бы переждать непогоду на острове. Но рыбаки понадеявшиеся на отличные качества своей техники решили двигаться дальше, и в скором времени врезались в высокую волну.
Высокая волна в одно мгновенье остановила судно, выбила лобовое стекло и затопила судно. К сожалению, эта лодка не имела «ящика непотопляемости», за место него сделали ящик для вещей. Нос лодки остался на поверхности, однако пассажирам из-за отсутствия особых ручек и веревок за нос схватиться было невозможно. В итоге все рыбаки судна оказались в ледяной воде далеко от берега без жилетов. К сожалению, во время поисковой операции людей не удалось найти.

В аналогичной ситуации пришлось оказаться и другим рыболовам, которые направлялись к лагерю после рыбалки. Ребята смогли сообразить, что сильные волны угрожают их жизням. И поэтому они сразу же решили причалить к берегу. Уже на суше они вытащили лодку на берег, а сами разожгли костер и вызвали на остров по мобильному телефону службу спасения. На следующие сутки к их местоположению подошел огромный корабль, который живых и здоровых забрал их с этого острова.

Если в сильный шторм вам предстоит по срочным причинам двигаться к лагерю, то нужно плыть на небольшой скорости и не далеко от берега. Естественно рассуждать об основных правилах поведения на воде можно до бесконечности. Однако материал данной статьи излагает для всех рыбаков основные правила поведения на водном пространстве. Находясь в лодке на воде нужно всегда помнить о самых главных правилах поведения, которые позволят вам и вашим пассажирам сохранить жизнь. И не стоит некогда забывать, о том, что вода шутить не любит!